Посылать людей на войну необученными –
значит предавать их.
(Конфуций)
Когда речь идёт о войне, мы не сомневаемся, что обученный солдат будет более эффективен. Но когда вопрос касается обучения персонала, тут возникают сомнения, а нужно ли обучать своих сотрудников или есть случаи, когда лучше не тратить средства напрасно?
Как директору тренинговой компании, мне бы следовало ответить: «Обучать персонал не просто нужно, а жизненно необходимо». Но правда в том, что в этом вопросе не всё так очевидно. Поэтому в этой статье я предлагаю рассмотреть те случаи, когда не стоит вкладывать средства в обучение сотрудников.
Случай 1
Нередко возникают ситуации, когда заказчик приглашает на встречу тренинговую компанию и озвучивает ей какую-то конкретную задачу – например, провести тренинг командопостроения. И тут многое зависит от тренинговой компании. Профессионалы, способные нести ответственность за результат, обязательно уточнят, почему именно этот тренинг, какие задачи заказчик хочет решить с его помощью, что побудило его принять решение о таком обучении и пр. И в итоге, в конце разговора, Заказчик может услышать, что ему нужен какой-то другой тренинг, а вовсе не тренинг командопостроения, либо, что ему вообще не нужен никакой тренинг. Так вот, первый случай, когда точно не нужно вкладывать средства в обучение – это случай, когда возникшая проблема/задача в принципе не решается с помощью тренинга. Для примера приведу несколько случаев, которые возникали в нашей практике:
Задача, которую ставил клиент | Предложенное/реализованное решение |
---|---|
Мотивационный тренинг для менеджеров отдела продаж (ситуация: менеджеры пассивны, мало работают, не отстаивают качество своего продукта при возражениях клиента, безразлично относятся к поставленным планам, нужен тренер, который их вдохновит…) | Комплексный проект, состоящий из: -нескольких рабочих групп, посвящённых ценностям компании и оптимальным методам продвижения продукта; -изменение системы оплаты труда в отделе продаж; -введение системы нематериальной мотивации. |
Тренинг для руководителей по внедрению изменений (руководители не могут на протяжении полугода внедрить необходимые компании изменения). | Компания полагала, что руководители не умеют внедрять изменения, на деле оказалось, что они не заинтересованы во внедрении этих изменений. Компании был предложен Ассессмент-центр (процедура оценки) руководителей с последующими кадровыми расстановками. |
Тренинг для call-центров (продажа по входящему звонку) – Заказчика смущало то, что поток звонков в офис довольно высокий, а процент «продажи» встреч и конечного продукта минимален. | Компания полагала, что менеджеры плохо продают по телефону, на деле оказалось, что в компании неверно спланирована рекламная кампания (несоответствие продукта и его целевой аудитории выбранным рекламным источникам). Была предложена рабочая группа для руководителей и представителей отдела рекламы по определению целевой аудитории компании в целом и конкретного продукта в частности, определение оптимальных рекламных источников для размещения. |
И это нормально, что первичное видение Заказчика и его же видение после встречи менялось. Заказчик, даже самый продвинутый, не может быть профессионалом во всём. Ведь, приходя к доктору, было бы глупо говорить: «Пропишите мне таблетки такие-то», нормальный доктор в этом месте спросит: «А с чего Вы взяли, что именно такие?» А дальше как получится, возможно, назначит другие таблетки, возможно полную диагностику, где-то скажет, что не обойтись без хирургического вмешательства, а где-то порекомендует взять недельный отпуск и хорошо отоспаться.
Вывод: не стоит считать, что тренинг – это волшебная пилюля, после принятия которой, всё сразу станет прекрасно. Некоторые случаи не поддаются лечению такой пилюлей, а значит вложение средств будет напрасным.
Случай 2
Второй случай, когда, на мой взгляд, нет смысла вкладывать средства в обучение – это когда обучение данной категории сотрудников в крайне малой степени может повлиять на рост стоимости Вашего бизнеса. Я не стану здесь говорить о конкретных должностях, так как для каждого бизнеса они будут специфичными. Например, если компания зарабатывает на постоянных клиентах, то логично инвестировать в обучение сервисных отделов. Если компания зарабатывает на минимизации налоговых выплат, то логично инвестировать в бухгалтерию. Хотя, для большинства компаний сотрудники, обучение которых даёт максимальную отдачу на вложенные средства – это руководители (тренинги повышения управленческой эффективности) и сотрудники отделов продаж (как рядовые, так и руководители таких подразделений).
Так же важно вкладывать средства в тех сотрудников, которые наверняка их отработают. Ведь никому не хочется, чтобы сотрудник, прошедший обучение за Ваш счёт, вскоре уволился и приносил пользу где-то в другом месте.
Вывод: лучше не вкладывать деньги в обучение вовсе, чем делать невыгодные или маловыгодные вложения.
Случай 3
Дорога ложка к обеду. Не стоит вкладывать деньги в обучение, если сезон только что закончился, следующий начнётся, скажем, через полгода, а в бюджете заложен только один тренинг. В этом случае лучше повременить, и обучить сотрудников накануне сезона. Во-первых, не успеют забыть. Во-вторых, хороший тренинг – это всегда ещё и мотивационная подпитка, что в канун большого сезона не менее важно.
Вывод: лучше не вкладывать деньги в обучение вовсе, чем вкладывать их не ко времени.
Случай 4
Когда Вы вкладываете свои деньги в банк, Вы для начала хотите убедиться в его благонадёжности, не так ли? Было бы здорово делать то же самое, когда Вы вкладываете деньги в обучение персонала. Что происходит, если Вы вложили деньги в «неправильный» банк? Как правило, вариантов два: первый, довольно нейтральный – Вы не получили должных дивидендов, и остались при своих, т.к. незначительный процент прироста был съеден инфляцией. Второй вариант – негативный, банк лопнул, и Вы потеряли даже то, что имели. В случае неправильного выбора компании и тренера ситуация будет примерно та же. Вариант первый — Вы не получите никакого результата, что был тренинг, что его не было, всё останется на прежнем уровне, без положительной динамики. Вариант второй, о котором почему-то большинство заказчиков узнают с удивлением — тренинг навредил компании. Как вариант, люди стали демотивированы или того хуже уволились, или, например, стали применять агрессивные техники, в результате которых были потеряны несколько ключевых клиентов. То есть не только выброшены деньги в размере стоимости обучения, но и возникли дополнительные потери, в разы более значимые, чем стоимость обучения.
Вывод: лучше не вкладывать деньги в обучение вовсе, чем вкладывать в компанию, которая не обеспечит положительный результат.
Ну вот мы и рассмотрели четыре случая, когда не стоит вкладывать средства в обучение персонала. Обязательно обучайте своих сотрудников, главное — делайте это правильно! Надеюсь, данная статья поможет избежать ошибок при инвестициях в обучение.