Почему не все отличники становятся успешными во взрослой жизни?

Почему не все отличники становятся успешными во взрослой жизни?

Все родители мечтают, чтобы у их ребенка был высокий балл в школе, чтобы они поступили в престижный ВУЗ, чтобы сделали успешную карьеру или открыли собственное дело. И зачастую кажется, что именно с оценок в школе все и начинается: чем выше оценки, тем больше шансов, что школьник станет выдающимся студентом, и дальше преуспевающим бизнесменом.

Но иногда где-то в этой вроде логично выстроенной системе происходит сбой. И в результате мы можем получить, что наш вчерашний отличник работает в компании того, кто еще вчера списывал у него контрольные.

И тогда возникает вопрос, почему. Кто-то предпочитает думать, что успешными становятся только те, у кого «нет совести» или «идет по головам других», ворует, обманывает, предает своих партнеров. Одно время популярно было выражение «честным путем больших денег не заработаешь». Однако, как правило, это всего лишь оправдания для тех, кто не хочет ничего менять в своей жизни и ищет оправдания своих проблем и внутренних противоречий во внешнем мире. В психологии это называется внешним локусом контроля или, если проще, отсутствием способности брать ответственность за себя, за свои действия и за результаты этих действий.

Для справки: Локус контроля – понятие  в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам. Введено социальным психологом Джулианом Роттером в 1954 году.

Склонность приписывать результаты деятельности внешним факторам называется «внешний локус контроля». Склонность к внешней атрибуции повышает беспомощность человека.

Склонность приписывать результаты деятельности внутренним факторам называется «внутренний локус контроля». Внутренними факторами здесь являются свойства личности индивида: свои усилия, собственные положительные и отрицательные качества, наличие или отсутствие необходимых знаний, умений и навыков, и т. п. Люди, которые считают себя ответственными за состояние своих дел (внутренняя атрибуция), способны добиваться большего успеха.

При внутреннем локусе контроля мы, оказавшись в какой-либо некомфортной ситуации, начинаем предпринимать действия, чтобы ее изменить на более благоприятную для себя. И изменения начинаются с формулирования и конкретизации результата, к которому мы стремимся.

Поэтому для начала предлагаю определиться с тем, к чему мы хотим прийти с нашими детьми. Разберемся, что такое успешность, и в чем она для нас может выражаться в разные периоды жизни.

В школе успешность определяется оценками, грамотами, победами в олимпиадах, медалями, аттестатом с отличием. В ВУЗе зачастую система аналогичная и все опять упирается в оценки.

А вот когда еще вчерашний студент начинает свою профессиональную деятельность, становится заметным, что где-то что-то поменялось. Если у вчерашнего студента с красным дипломом или просто с хорошим багажом знаний не слишком много притязаний к жизни, то он с легкостью устроится на такую работу, где от него будет требоваться только конкретный набор знаний,  и есть жесткая регламентация его действий.  Но, если хочется чего-то большего от жизни, то со временем возникнет потребность в карьерном и личностном росте, большей свободе действий, распоряжении своим временем, в материальном плане. И успех на этом этапе определяется не только знаниями и опытом в профессиональной сфере, но и личностными качествами. Их еще называют компетенциями. Личностные компетенции отличаются от профессиональных тем, что владение ими значительно повышает шансы на успех в любой деятельности, в чем бы она ни состояла. К ним относят ориентацию на результат, коммуникативные навыки, навыки самопрезентации, лидерские и организационные способности, когнитивные компетенции, креативность, способность к саморегуляции и личная эффективность. Если эти качества начать развивать уже в школе, то во взрослой жизни Ваш ребенок будет иметь больше шансов на успех, чем его сверстники, ориентирующиеся только на высокий средний балл в аттестате.

Дело в том, что в современной системе образования сами оценки, к сожалению, играют неоднозначную роль. Зачастую именно они способствуют утрате детьми нестандартного мышления, самостоятельности и появлению страха совершить ошибку. И отличниками часто становятся ребята, для которых высокая оценка приобретает слишком большое значение. Они уверены в одном – надо хорошо учиться, и успех придет сам по себе. Они обладают отличной памятью, усидчивы, хорошо обучаются и не могут себе позволить сделать плохо. Со временем у таких ребят формируется иллюзия: они приравнивают успех к выученному материалу по предложенной программе.

Если возвращаться к компетенциям, то здесь можно говорить о том, что они развивают только нацеленность на результат, который для них выражается лишь в высоких оценках. Отчасти развиваются когнитивные.

Полностью может игнорироваться развитие таких качеств, как коммуникабельность и креативность, лидерские и организационные навыки. Это связано с тем, что они боятся ошибиться. И, если есть возможность, всегда стараются идти проверенным путем – таким, где они заранее уверены в результате. Они избегают ситуаций, когда результат будет зависеть не только от них, а еще и от других ребят. Командная работа – это не для них. Да, в данном случае эти ребята могут не только в школе иметь высокие оценки, но и в выбранном ВУЗе. Однако в будущем из подавляющего большинства таких детей получатся только идеальные исполнители – не больше. Более того они сами будут избегать руководящих позиций, а идею о собственном бизнесе они будут отгонять различными рассуждениями вроде того, что «в нашей стране невозможно создать свое дело без связей, большого начального капитала и легально». А по сути, будут просто бояться провала. Потому что страх ошибиться еще и формирует зависимость от чужого мнения, подавляет развитие адекватной самооценки, способности уверенно выражать собственное мнение, видеть и понимать различные точки зрения. В стрессовых ситуациях круглый отличник может впасть в самобичевание или перестать вообще что-то делать, начав винить во всем внешние обстоятельства.

Но хорошие оценки имеют не только те, кто ставит их во главу угла. Есть ребята, которые учатся с интересом и удовольствием, а не живут желанием оправдать ожидания взрослых, не зависят от оценок и мнений других людей. Правда, среди них круглых отличников единицы. И, как правило, в том случае, если им повезло учителями, которые смогли преподать материал школьной программы таким образом, что у них появился интерес. Если это получилось не по всем предметам, то такие ребята становятся хорошистами. У них могут быть разные оценки по разным предметам, но все-таки тройки и двойки у них редкие гости. Хотя если получилось так, что такому ребенку не повезло со школой, то он может оказаться и в числе троечников из-за своего нестандартного мышления и расхождений с мнением учителя, из-за отсутствия потребности подстраивать свои действия под реакцию окружающих.

Но во взрослой жизни такие троечники будут выгодно отличаться от отличников, про которых писалось в самом начале. Это связано с тем, что большинство из них уже в школе учится находить выход из любой ситуации, нарабатывая при этом коммуникативные и лидерские навыки, вариабельность и независимость от чужого мнения. Они чаще идут на авантюры, они более устойчивы психологически, а для достижения своих целей, они легко могут объединиться с другими детьми. Они умеют организовывать и убеждать. И уже в школе у них формируются задатки харизматичного лидера, будущего руководителя или собственника бизнеса.

Что касается знаний, то чаще всего ребенок не учит какой-то предмет, не может в нем разобраться, если ему не интересно. Когда появляется интерес – результаты становятся очевидными. Ребенок не просто запоминает информацию – он начинает ее применять на практике. Это когда обычный параграф в учебнике по физике или химии, например, становится базой для научного эксперимента дома или в школе. Когда учебника становится мало, и ребенок сам ищет информацию по интересующей его теме во всевозможных источниках. Да, подобный интерес не всегда и не везде сопровождается изменением оценок. Но по сути, если говорить про успешность в жизни в целом, оценки в школе – дело второстепенное.

Поэтому, безусловно, современное образование играет важную роль в формировании успешной личности. И зачастую троечник, достигнув значительных результатов в жизни, получает это образование уже по собственной инициативе и за свои деньги. И своим детям старается дать возможность получить лучшее образование. Но мало отправить ребенка в престижную школу или специализированный класс с самыми передовыми и современными учебными программами. Мало, даже если Ваш ребенок носит самые высокие оценки изо дня в день.

Чтобы максимально полно раскрыть способности и таланты ребенка, выявить и развить его интересы, ему необходимо получить возможность делать выбор самостоятельно, постоянно развивать коммуникативные навыки, научиться ставить и достигать свои цели вне зависимости от той среды, в которой он оказался (брать за себя ответственность в любой ситуации). Идеальный вариант, когда у ребенка будет возможность учиться у тех взрослых, которые сами достигли успеха. Когда они становятся для Вашего ребенка учителями и наставниками не потому, что их назначили, а потому что у них действительно хочется и есть чему поучиться. И желательно, чтобы результат, к которому будет стремиться Ваш ребенок в процессе обучения, отражался не в виде набора оценок по разным дисциплинам, а в готовых проектах, которыми он будет гордиться еще долгое время.

 

Анна Екимова,

Менеджер молодёжного направления

Возможно, Вас также заинтересует:

Всё содержание раздела Блог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *