Время смелых

Время смелых

Надежда Камалова, основатель тренинговой компании SOVA, автор проекта Sales Forum, рассказывает о роли стратегического бизнес-планирования, и его особенностях в современных условиях.

Что есть стратегия компании, нужна ли она бизнесу — и если да, то зачем?

В мире существует десяток школ мысли по вопросам стратегии, — у каждой из них свои подходы, и каждая по-своему отвечает на этот вопрос. В своё время Генри Минцберг с коллегами изучили все эти школы – в результате они сумели аккумулировать как совокупный накопленный опыт, так и индивидуальное видение каждой из школ. В результате родилось понимание стратегии бизнеса, которое я считаю лучшим на сегодняшний день.

Эта стратегия определяется сочетанием пяти элементов — «5П»: План, Принцип поведения, Позиция (рыночная), Перспектива, Приём (ловкий маневр).

На мой взгляд, такое определение стратегии позволяет ответить на вопрос «зачем она нужна бизнесу?». И ответ этот прост: в наши турбулентные времена хорошая стратегия, основанная на этих принципах, существенно повышает жизнеспособность бизнеса — а иногда становится и его единственным шансом на выживание.

Надо ли в настоящее время строить новые и модернизировать действующие стратегии?

Сейчас очень интересное время. С одной стороны, горизонт планирования схлопнулся, и многие бизнесмены мыслят «спринтами» — каждые 3-4 месяца пересматривая действующую стратегию. Однако с другой стороны, по-прежнему актуален принцип «чем больше масштаб лидера, тем дальше он видит свой бизнес», и здесь счёт уже идёт на десятилетия — 30-50-70 лет вперёд. При этом одно не исключает другое, наличие сверхдальнего видения отлично уживается с ежеквартальным анализом и переоценкой.

Что может помочь бизнесу в создании эффективной стратегии?

Наличие работающего и современного инструмента по её созданию. Многие российские компании делают это по старинке, с опорой на SWAT- и PEST анализ, и другие привычные инструменты, которые ещё совсем недавно казались передовыми технологиями. Но сейчас, во времена турбулентности, в BANI-мире с его нелинейностью и непостижимостью, очень важно сочетание способности предвидеть с умением реагировать на неожиданные обстоятельства, и гибко отказываться от всего, что перестало быть актуальным. Вместо привычного: «идти к цели наиболее эффективным путём» появляется поиск ответа на вопрос «а туда ли я иду?».

Поэтому сегодня невероятно востребованы инструменты, ориентированные на опережение рынка от Reinvention Academy, где я сертифицировалась в этом году. В их основе лежит идея пересборки — она состоит в том, что мы смотрим на бизнес как на живую систему, и выбираем те действия, которые повышают жизнеспособность бизнеса в настоящем и будущем.

Этой теме посвящен наш очередной ежегодный Forum – 25 октября в Новосибирске. Подробнее вся информация по участию есть на странице. Присоединяйтесь!

Насколько эффективная стратегия опирается на эффективных руководителей и исполнителей?

Дизайн стратегии — важная задача. Но даже идеальный план не способен реализоваться сам по себе. Для его успешной реализации нужны подготовленные, заинтересованные и мотивированные люди — как руководители, так и исполнители. Представьте себе, что великий полководец остался без армии: и какой тогда толк в его гениальной стратегии?

Можно ли достичь личной эффективности, лишь скрупулёзно исполняя должностные инструкции?

Лишь скрупулезно исполняя должностные инструкции, можно только ускорить свой неизбежный провал, и подвести бизнес в целом. На мой взгляд, сейчас время не правил и процедур, а возможностей. И достичь личной эффективности можно благодаря отказу от всех установленных инструкций, правил, процедур и- выходу за рамки. Пришло время креативных и смелых, а не исполнительных…

Как можно сформулировать определение эффективного сотрудника, руководителя?

На мой взгляд, это должен сформулировать каждый владелец или руководитель бизнеса с учётом ценностей и целей своей компании. Лично для меня эффективность — это способность достичь поставленной цели, даже если она сверхамбициозная, а все привычные пути к ней наглухо перекрыты.

Как же понять и проверить свой потенциал, возможности других людей достигнуть и превзойти поставленные цели?

Самый простой, но при этом самый дорогой способ — действием. Здесь каждая ошибка имеет очень высокую цену, которую зачастую даже невозможно предвидеть.

Но есть и другой, более грамотный и безрисковый путь. Это то, что мы сейчас делаем со многими первыми лицами компаний: проектируем портреты эффективных топов, а потом тестируем кандидатов в условиях, приближенным к реальным — например, проводим ассессмент-центр и метапрограммное тестирование. Такой подход при минимальной затрате времени и средств позволяет бизнесу уверенно чувствовать себя — не замыкаться в заботах о выживании, а выстраивать и реализовывать планы роста и развития.

Возможно, Вас также заинтересует:

Всё содержание раздела Блог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *